Информационно-аналитические
материалы по страхованию
и управлению рисками

Категории

Статьи. Коллекция ссылок
на актуальные материалы.
Презентации. Комментарии.
Материалы » Управление рисками и ВПОДК » Инфо-коллекция

Инфо-коллекция

Подборка ссылок и материалов по управлению рисками, сгруппированных по тематике, включая разделы: система управления рисками, рыночные риски, процентный риск, стресс-тестирование, операционный риск, разное, страхование


Тема: система управления рисками

  • Указание Банка России от 15 апреля 2015 г. N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы" (см. текст документа в http://base.garant.ru/71057396/)

Первые в российском банковском регулировании требования к управлению рисками и достаточностью капитала.
Введены для банков с активами свыше 500 млрд. руб. с 2016г. и для прочих банков – с 2017г.

Требования призваны обеспечить реализации второго компонента Базельского соглашения о достаточности капитала – Внутренних процедур оценки достаточности капитала.

Методологически внутренние оценки достаточности капитала расширяются по сравнению с регуляторными нормативами достаточности капитала.
Также устанавливаются общие принципы функционирования системы управления рисками и вводятся требования по организации управления для каждого вида значимых для банков рисков.
Указание включает требования ко ВПОДК, в т.ч в отношении:

  • Организации ВПОДК;
  • Организации системы управления рисками в рамках ВПОДК;
  • Организации процедур управления капиталом;
  • Организации процедур стресс-тестирования;
  • Отчетности в рамках ВПОДК и
  • Документов ВПОДК,

вводящих в т.ч. такие понятия, как Значимый риск, Склонность к риску (Риск-аппетит), Экономический капитал.

В приложениях устанавливаются требования по управлению отдельными видами значимых рисков (которым необходимо соответствовать при признании риска  значимым), в т.ч. по:

См. также презентацию "Базовый ВПОДК: минимум для банков"  в материалах сайта РискИнфо.


Ключевой нормативный документ банковского регулирования, устанавливающий основные лимиты рисков -  банковские нормативы, и в т.ч.:

 В терминологии соглашения Базель-II относится к I компоненте банковского надзора, устанавливающей минимальные регуляторные требования по рискам.


Оценка экономического положения включает в т.ч. группы показателей оценки капитала и активов (включающие их риск-характеристики), ликвидности, процентного риска, риска концентрации, а также, в разделе «качество управления» - показатель системы управления рисками ПУ4.
Оценка экономического положения в соответствии с данной методикой осуществляется Банком России. На её основании банки относятся к одной из классификационных групп – от 1 (банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности) до 5-ой (банки, для которых непринятие мер по урегулированию ситуации может привести к прекращению деятельности ).

Базель-III, III редакция Базельского Соглашения о достаточности капитала (предшествующие Базель-II и Базель-I – см. ниже). В России заявлена ко вступлению в действие с 2022 г.

Основные нововведения:

  • пересмотр методология оценки рисков в целях повышения их чувствительности к риску
  • упорядочение применения не-стандартизированных оценок риска;
  • введение надбавки (буфера) к нормативу финансового рычага.

При длительном характере внедрения III весрсии соглашения и поэтапном вступлении некоторыхего нововведений, на сайте Базельского комитета создана страничка, отслеживающая новости развития Базель-III: https://www.bis.org/bcbs/basel3.htm


Соглашение о достаточности капитала Базель II включает три компонента:
I. Минимальные требования к капиталу —расчёт минимальных требований к капиталу под кредитные, рыночные и операционные риски. На основе данной методики построены требования Банка России по нормативу Н1. Российские банки, рассчитывающие «базельские» коэффициенты, делают это в рамках отчетности МСФО.
II. Второй компонент — надзорный процесс – надзор за внутренними процедурами оценки достаточности капитала.
III. Третий компонент — рыночная дисциплина —раскрытие информации, обеспечивающее возможность оценки основных данных о капитале, подверженности риску, процессах оценки риска и, следовательно, о достаточности капитала.

По сравнению с первым Базельским соглашением (см. ниже):
• Вводятся категории консервативной «стандартизированной оценки», предлагаемой банкам «по умолчанию» и «продвинутых подходов» - для крупных и международно активных банков. Как правило, продвинутые подходы давали экономию к капиталу, и условием их применения была аккредитация моделей у регулятора. Текущие тенденции развития банковского регулирования ставят под вопрос масштабы (а в ряде случаев – возможность) такой экономии.
• Расширяются признания инструментов снижения кредитных рисков.
• Вводятся требования к капиталу под операционный риск (требования под рыночный риск были введены между I и II соглашениями «Дополнением по рыночным рискам – см. ниже.
• Расширяются роли регуляторов и раскрытия информации (рыночной дисциплины).

Подробнее см. статью сайта РискИнфо "Базель II: Новые правила игры".



Первое соглашение о достаточности каптала, лежащее в основе современного банковского регулирования. Представляет собой согласованные странами G-10 подходы к оценке и надзорным требованиям по достаточности капитала и банковскому надзору.

Комментарий Базельского комитета:
This report presents the outcome of the Committee's work over several years to secure international convergence of supervisory regulations governing the capital adequacy of international banks. Following the publication of the Committee's proposals in December 1987, a consultative process was set in train in all G-10 countries and the proposals were also circulated to supervisory authorities worldwide. As a result of those consultations some changes were made to the original proposals. The present paper is now a statement of the Committee agreed by all its members. It sets out the details of the agreed framework for measuring capital adequacy and the minimum standard to be achieved which the national supervisory authorities represented on the Committee intend to implement in their respective countries. The framework and this standard have been endorsed by the Group of Ten central bank Governors. Note: This document has been incorporated in the comprehensive version of International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: A Revised Framework, including the June 2004 Basel II Framework, the 1996 Amendment to the Capital Accord to Incorporate Market Risks, and the 2005 paper on The Application of Basel II to Trading Activities and the Treatment of Double Default Effects.

Замещено вторым Базельским соглашением - Базель II (см. выше).



Тема: Рыночные риски

Комментарий Базельского комитета:
The 2007-08 period of severe market stress exposed weaknesses in the framework for capitalising risks from trading activities. In 2009, the Committee introduced a set of revisions to the Basel II market risk framework to address the most pressing deficiencies. A fundamental review of the trading book was also initiated to tackle a number of structural flaws in the framework that were not addressed by those revisions. This has led to the revised market risk framework, which is a key component of the Basel Committee's reform of global regulatory standards in response to the global financial crisis. The purpose of the revised market risk framework is to ensure that the standardised and internal model approaches to market risk deliver credible capital outcomes and promote consistent implementation of the standards across jurisdictions. The final standard incorporates changes that have been made following two consultative documents published in October 2013 and December 2014 and several quantitative impact studies. The key features of the revised framework include: o A revised boundary between the trading book and banking book o A revised internal models approach for market risk o A revised standardised approach for market risk o A shift from value-at-risk to an expected shortfall measure of risk under stress o Incorporation of the risk of market illiquidity. An explanatory note has been published to provide a non-technical description of the rationale and main features of the January 2016 revisions to the market risk framework. The revised market risk framework comes into effect on 1 January 2019.


Дополнение к Первому Базельскому соглашению, вошедшее в состав второго соглашения - Базель II.
Комментарий Базельского комитета:
This document, commonly referred to as the Market Risk Amendment, represents the main section of a three-part package of documents issued by the Basel Committee to amend the Capital Accord of July 1988 to take account of and set capital requirements for market risks. It describes two alternative approaches to the measurement of market risk, a standardised method and an internal models approach, closing with a number of worked examples. The other papers in the three-part package are an overview of the market risk amendment and a technical paper on the backtesting of models. Originally released in January 1996 and modified in September 1997, the Amendment was further revised on 14 November 2005 to incorporate the Basel Committee's 18 July 2005 paper, The application of Basel II to trading activities and the treatment of double default effects, solely as a matter of convenience to readers. This paper, which was prepared by a joint working group of the Basel Committee and the International Organization of Securities Commissions (IOSCO), sets forth capital requirements for banks' exposures to certain trading-related activities, including counterparty credit risk, and for the treatment of double default effects, or the risk that both a borrower and guarantor default on the same obligation. These requirements have been reflected into the appropriate sections of the Market Risk Amendment. Note: This document has been incorporated in the comprehensive version of International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: A Revised Framework, including the June 2004 Basel II Framework, the elements of the 1988 Accord that were not revised during the Basel II process and the 2005 paper on The Application of Basel II to Trading Activities and the Treatment of Double Default Effects.



Тема: процентный риск

ПР рассчитывается как отношение к капиталу разности модулей сумм взвешенных (с коэффициентами, характеризующими чувствительность к изменению процентных ставок) процентных активов и пассивов на основе данных формы 127 «Сведения о риске процентной ставки» Указания Банка России № 4212-У
Для оценки показателя предусмотрено 2 варианта:
• <20% - 1 балл – «приемлемый риск»
• ≥20% - 4 балла – «высокий риск»

По документу в целом - см. выше в разделе система управления рисками.


Комментарий Базельского комитета:
The standards revise the Committee's 2004 Principles for the management and supervision of interest rate risk, which set out supervisory expectations for banks' identification, measurement, monitoring and control of IRRBB as well as its supervision. The key enhancements to the 2004 Principles include: More extensive guidance on the expectations for a bank's IRRBB management process in areas such as the development of interest rate shock scenarios, as well as key behavioural and modelling assumptions to be considered by banks in their measurement of IRRBB; Enhanced disclosure requirements to promote greater consistency, transparency and comparability in the measurement and management of IRRBB. This includes quantitative disclosure requirements based on common interest rate shock scenarios; An updated standardised framework, which supervisors could mandate their banks to follow or banks could choose to adopt; and A stricter threshold for identifying outlier banks, which is has been reduced from 20% of a bank's total capital to 15% of a bank's Tier 1 capital. The standards reflect changes in market and supervisory practices since the Principles were first published in 2004, which is particularly pertinent in light of the current exceptionally low interest rates in many jurisdictions.
The revised standards, which were published for consultation in June 2015, are expected to be implemented by 2018.


Анализ осуществлялся в IV квартале 2016г. по 27 крупнейшим российским банкам по следующим направлениям:
• Организационная структура управления процентным риском
• Регламентация процесса управления процентным риском
• Источники процентного риска
• Методы оценки и инструменты управления процентным риском
• Использование лимитов для ограничения процентного риска
• Стресс-тестирование процентного риска
• Организация внутреннего контроля и отчетности
В заключении обозначены основные недостатки управления процентным риском и даны рекомендации по их устранению


Комментарий Базельского комитета:
As part of its ongoing efforts to address international bank supervisory issues, the Basel Committee on Banking Supervision (the Committee) issued a paper on principles for the management of interest rate risk in September 1997. In developing these principles, the Committee drew on supervisory guidance in member countries, on the comments of the banking industry on the Committee's earlier paper, issued for consultation in April 1993 , and on comments received on the draft paper issued for consultation. In addition, the paper incorporated many of the principles contained in the guidance issued by the Committee for derivatives activities, which are reflected in the qualitative parameters for model users in the capital standards for market risk (Market Risk Amendment). This revised version of the 1997 paper is being issued to support the Pillar 2 approach to interest rate risk in the banking book in the new capital framework. The revision is reflected especially in the Summary, in Principles 12 to 15, and in Annexes 3 and 4.

См. также: Принципы управления процентным риском: краткое резюме и комментарии.



Тема: стресс-тестирование

Методологической основой документов являются рекомендации Банка России по ВПОДК , документы Базельского комитета и регулирующих органов Европейского Союза, лучшие мировые практики.
При разработке документа был использован практический опыт внедрения элементов ВПОДК в крупных российских банках и международных банковских группах.
Основные разделы документа:
• Ключевые понятия стресс-тестирования
• Подходы к определению сценариев стресс-тестирования
• Методология стресс-тестирования в рамках ВПОДК
• Использование результатов стресс-тестирования
• Организационные аспекты стресс-тестирования
В приложениях представлен в т.ч. опыт коммерческих банков.



Тема: Операционный риск

Развернутый материал, включая:
• Цели и задачи управления операционным риском
• Факторы операционного риска
• Классификация операционных рисков
• Методы оценки операционного риска
• Субъекты, управляющие операционным риском
• Операционные убытки: события
• Управление операционными рисками
• Структура подразделения по операционным рискам и KPI
• Литература
• Ссылки


Базельский комитет признаёт неудачным направление АМА (Advanced Measurement Approaches) и предлагает альтернативный вариант: Standardised Measurement Approach (SMA), включающий 2 составляющих:
• Стандартный, масштабирующий банк показатель Business Indicator (BI) - усовершенствованный аналог Базового индикатора (basic indicator approach, BIA), также оценивающий риск пропорционально чистому доходу, однако вводящий регрессивную шкалу,
• Компоненты убытков (Loss Component, LC) – банки, с показателем BI (т.е. чистым доходом) свыше 1 млрд. евро при наличии 10-летней истории операционных потерь надлежащего качества могут корректировать показатель операционного риска по этим анным.


Доклад CRO Federal Reserve Bank of New York об организации управления операционным риском в рамках конференции 18th Annual OpRisk North America 2016 conference


Документ создан с целью отражения консолидированного мнения Экспертной группы №1, сформированной в рамках Постоянно действующей группы по вопросам Компонента 1 Комитета по стандартам Базель II и управлению рисками при Ассоциации российских банков, по направлению работы «Управление операционным риском» для представления Банку России. Документ рассматривает вопросы определения операционного риска и его взаимосвязь со смежными видами рисков, структуру управления и основные инструменты системы управления операционным, включая ключевые индикаторы риска (KRIs) и контроля (KCI), ключевые показатели эффективности управления операционным риском (КПЭ/KPIs), классификацию операционных рисков. Помимо прочего, документ фокусируется на сценарном анализе и стресс-тестировании, а также определяет требования по зрелости процессов и инструментов управления операционным риском для Базового индикативного, Стандартизированного и Усовершенствованного подходов. Документ включает в т.ч.:
• Позиции надзорных органов - Банка России и Европейских регуляторов - цитаты либо резюме позиции регуляторов по темам, заявленным в разделе.
• Опыт коммерческих банков, лучшие практики - описание используемых в российских коммерческих банках лучших практик..
• Консолидированную позиция ЭГ - согласованные предложения Экспертной группы Банку России по нормативному регулированию вопросов, перечисленных в разделе.
В приложениях представлены в т.ч.:
• Классификация по Типу рискового события
• Классификация рисковых событий по бизнес-линиям
• Классификация рисковых событий по внутренним бизнес-линиям вспомогательной, сопутствующей и обеспечительной деятельности
• Распределение событий операционного риска по бизнес-линиям.
• Формула расчета убытка от инцидента
• Требования к организации системы управления непрерывностью бизнеса, которым должен удовлетворять банк, в зависимости от выбранного банком метода расчета капитала под операционный риск: метод базового индикатора, стандартизованный метод, продвинутый метод


Принципы организации управления операционным риском (т.е. документ не затрагивает оценку необходимого капитала – по этой теме Базель II):
• Принцип 1. Ключевая роль Совета директоров в формировании и обеспечении развитой культуры управления операционным риском на всех уровнях организации
• Принцип 2. Банки должны создавать, внедрять и использовать систему управления, полностью интегрированную в общий процесс управления рисками
• Принцип 3. Совет директоров должен разработать и анализировать систему управления рисками и осуществлять контроль над исполнительными органами
• Принцип 4. Совет директоров должен установить риск-аппетит и допустимый уровень риска
• Принцип 5. Исполнительный орган должен разработать и представить Совету директоров четкую, эффективную и надежную управленческую структуру с точно определенными, прозрачными и непротиворечивыми сферами компетенции. Исполнительный орган несет ответственность за последовательное внедрение и применение принципов, процессов и систем управления операционным риском в соответствии с риск-аппетитом и допустимым уровнем риска.
• Принцип 6. Исполнительный орган должен обеспечить выявление и оценку операционного риска с целью четкого понимания природы и факторов риска
• Принцип 7. Исполнительный орган должен обеспечить одобрение нововведений с учетом операционных рисков
• Принцип 8. Исполнительный орган должен организовать регулярный мониторинг операционного риска, включая систему отчетности подразделений.
• Принцип 9. Наличие надежной системы внутреннего контроля, а также надлежащей системы снижения или передачи риска
• Принцип 10. Разработка планов обеспечения непрерывности и восстановления деятельности в случае реализации операционных рисков
• Принцип 11. Информация, публикуемая банком, должна позволять заинтересованным сторонам оценивать его подход к управлению операционным риском



Тема: Разное

Цель данного направления работы комитета – снижение теневых связей в банковской системе, потенциальных потерь устойчивости и ликвидности.
Вторая редакция уточняет подходы и предусматривает проведение самооценки банков на предмет выявления и оценки потенциального размера таких рисков.
Step-in risk не охватывается текущими минимальными регуляторными требованиями по достаточности капитала и ликвидности, однако Базельский комитет предлагает рекомендации по его идентификации и снижению, надбавке к экономическому капиталу и учету при стресс-тестировании.

Принят 05.09.2015. Первая редакция Стандарта, сформированного с акцентом на корпоративный риск-менеджмент. В н./вр. планируется расширение финансового блока Стандарта.
Стандарт охватывает 5 обобщенных трудовых функций:
• Разработка отдельных направлений риск-менеджмента
• Обеспечение эффективной работы системы управления рисками
• Методическая разработка, поддержание и координация процесса управления рисками
• Построение и контроль процесса управления рисками
• Стратегическое корпоративное управление рисками

Стандарт разработан в рамках общероссийского проекта, координируемого Национальным советом по профессиональным квалификациям, организующего разработку и актуализацию классификатора видов профессиональной деятельности и, для каждого такого вида [т.е. не только для риск-менджмента или финансовой детельности] -формирование системы независимой оценки профессиональной квалификации на основе Профессиональных стандартов. В данный момент Стандарты носят рекомендательный характер (за исключением компаний с гос.участием). В отношении банковских профессий (и в частности, риск-менеджмента) позиция по отношению к Профстандартам Банка России как регулятора, устанавливающего в т.ч. квалификационные требования к сотрудникам, пока неоднозначна.



Тема: Страхование

Директива Solvency II является нормативным актом Европейского союза и устанавливает всеобъемлющие требования к процессам регулирования деятельности страховщиков и страховых групп. В частности, в Директиве Solvency II устанавливаются ключевые компоненты структуры регулирования и надзора за деятельностью страховых организаций (включая перестраховочные организации), страховых групп: Компонент 1-количественные требования, Компонент 2 Качественные требования, Компонент 3 -требования к раскрытию информации.
Банк России полагает, что внедрение принципов Solvency II в процесс осуществления регулирования и надзора за деятельностью страховщиков и страховых групп в Российской Федерации является комплексной задачей, решение которой предполагает разработку плана внедрения и поэтапную его реализацию. В первой половине 2017 года Банк России планирует разработать дорожную карту и концепцию внедрения Solvency II, а также принять решение о сроках внедрения Solvency II на российском страховом рынке.



< Назад